20/09/2024
Давно собиралась посетить эту церковь в Гродно. Вот, наконец-то случилось – храм, построенный в XII веке стоит на высоком холме над Неманом. Появился он в годы правления гродненского князя Всеволода Волынского и супруги его, Агафьи (Огафьи) Мономах – дочери Владимира Мономаха и английской принцессы Гиты Уэссекской (в православном крещении – Евфимии). Эта княжеская чета стала основателями династии гродненских князей. В семье было две дочери и трое сыновей, в честь двоих из них (Бориса и Глеба) и была построена на холме каменная церковь, освящённая в честь святых Бориса и Глеба. Позже эта церковь получила название Коложской. Значение слова «коложань» - место, где бьют многочисленные родники. Другая версия отсылает нас к Псковсой летописи, которая рассказывает об уведённых в 1406 г. великим князем Витовтом в плен 11 000 жителей поселения крепости Коложа, входившей в состав системы оборонительных сооружений Псковской земли. Пленных поселили в пригороде Гродно, рядом с Борисо-Глебской церковью. Вокруг церкви со временем сложилась монастырская обитель.
В XIII веке обитель и церковь неоднократно разрушались татарами и крестоносцами, особенно пострадали от нападения тевтонов в 1284 г. На этот раз ее восстанавливал знаменитый гродненский полководец Давыд Довмонтович Городенский, внук Миндовга и зять Гедимина (он приходился ещё и правнуком Александру Невскому). После трагической гибели (предательски убит в своем шатре) в 1326 году князь был похоронен в восстановленной им обители.
Отсюда, от стен Коложи, в 1410 году Гродненская и другие хоругви ВКЛ отправлялись на Грюнвальдскую битву с Тевтонским орденом.
Период расцвета Коложи начала XVI века сменился периодом его упадка и разграбления к концу 1590-х годов чиновниками и светскими управляющими. В начале XVII в. Коложская обитель перешла к униатам.
В период польско-русской-шведских войн XVII в.монастырь с церковью, как и сам город, подвергался разграблению, разрушался и был совершенно опустошен. Прозвище «пустынный монастырь» закрепилось за ним на долгие годы. Переданный в ведение Базильянского монастыря, храм так и не был отремонтирован, а в XVIII веке появилась новая угроза: Неман начал подмывать крутой берег, на котором он возвышается.
С приходом Российской Империи Коложа вновь вернулась в православие, власти обеспокоились ее состоянием, но долгие чиновничьи согласования, переписка, утверждение смет затянулись на долгое время. В результате трёх мощных оползней, происшедших в течение 2-й половины XIX века, вся южная и половина западной стены обвалились вместе с крышей.
Первым, кто изучил и описал Коложскую церковь, был художник, краевед и исследователь архитектуры Василий Васильевич Грязнов. Он обнаружил в кладке стен голосники, знаки на глине, следы фресковой окраски на стенах.
С 1896 по 1906 г. на Коложе были проведены работы по укреплению берега, возведены деревянные стены вместо разрушенных каменных, поставлена новая крыша с деревянным куполом. Попытки восстановления Борисоглебской церкви превратила Первая, а затем и Вторая мировые войны. В послевоенные годы храм вместе с прилегающей к нему территорией, был передан в ведение областного Государственного историко-археологического музея, а в стенах церкви – открыт музей атеизма.
Лишь в 1989 г. Борисоглебская церковь была возвращена Православной церкви.
В первом десятилетии XXI века были проведены работы по укреплению склона, а с 2017 по 2019 г.храм был капитально отремонтирован. Проведены работы по укреплению фундамента и отвода воды от стен, заменены оконные рамы, электропроводка.
В нише северной стены церкви с недавнего времени находится фрагмент мозаики «О тебе радуется…» русского художника Виктора Васнецова. Ранее мозаика находилась в Варшаве в соборе Александра Невского. Один из самых грандиозных православных храмов в мире был разрушен в 1926 году.
На фрагменте изображены преподобные Феодосий Печерский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский и Нестор Летописец.