06/09/2021
КУХНЯ ПО ТУ СТОРОНУ ДОБРА И ЗЛА
Начав делать лекции не только о великих и смелых, но и об истории и культуре повседневных вещей (Alltagsgeschichte), я не знала, что открою ящик Пандоры.
– В Германии нет хорошего кофе.
– Каждый народ относится к телу по своему усмотрению.
— Зачем говорить про немецкую кухню, в ней нет ничего достойного (за приделами Берлина).
— К чему говорить про порядок, это ж немцы, они ж такими были всегда.
Расставим точки на е и над i. Я делаю лекции. Лекция по своему существу не отсебятина и не вкусовщина. В противном случае называется иначе, а никак не лекция. Лекция предполагает исследование, то есть анализ источников, постановку и проверку гипотез, отбор материала и приведение его к общему знаменателю. Причем не важно, идёт ли речь о битве Х или кофе. И являясь результатом исследования, лекция находится вне добра и зла. Говоря проще, лекция — это не личное восхищение или порицание картошки или сосисок, нудизма или вина. Я не рассказываю, что немецкий кофе хороший или плохой. Я показываю, как кофе и его появление в отдельно взятой стране (и в Европе вообще) привело к культурно-социальным изменениям. Получается, что моя (или ваша) любовь или нелюбовь к кофе в Германии образца 2021 года здесь вообще ни при чём. А при чем история, которая скрывается в каждой чашке кофе: история практически революционного перехода от пивного супа к кофе на завтрак, появления современных кофейных домов как светских и деловых центров, изобретения европейского фарфора и гостиной, поделенной на зоны для чтения, разговора, работы, газет и даже история эмансипации. А потому в лекции есть место и Иммануилу Канту, и Иоганну Себастьяну Баху. И нет места оценочным суждениям: хорошо-плохо, достойно-недостойно. Можно вообще не любить кофе или вино, но слушать лекции и узнать многое о культуре и истории. Можно не быть нудистом, но слушать лекцию о «Теле», где Герман Гессе практикует об******ый альпинизм, а Анна Зегерс об******ый антимилитарный протест.
Знакомство с историей повседневных вещей вообще здорово протирает стекла, запотевшие от стереотипов. Нет ничего такого, что кто-то (я сейчас про страны и национальные культуры) делает, потому что он такой, или по своему усмотрению. Любое "такое" и "свое усмотрение" — результат культурных, экономических, социальных и политических процессов. Нет такого народа, который был бы наделён особым чувством вкуса. Или такого, который обделили. За буйками любого частного вкусно-невкусно и "они такие" всегда есть история, неменее красноречивая, чем история битв.
Не только армии пишут историю. Историю пишут и поваренные книги. И давайте покончим с шариковыми, что негодуют по поводу наличия столовой.
https://lectures.berlinwithsense.com/product/cikl-kuhnya-kotoraya-govorit-po-nemecki/